Дети и музыка
Магазин музыкальных инструментов
МУЗЫКА КАК ВРОЖДЁННАЯ СПОСОБНОСТЬ И ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
КОГДА ЛУЧШЕ ВСЕГО НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ?
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Музыка как врождённая способность и потребность человека
Музыка - это искусство стройного и согласного сочетания звуков, это красота, проявляющаяся в этих сочетаниях, их гармонии, созвучии, мелодии. Музыка помогает духовному развитию человека, его восприятию внешнего мира и обогащению воображения. Музыка – является универсальным языком; это нечто необыкновенное, способное влиять не только на человека, но и на всё живое вокруг.
Хотя в наше время и престижно отдавать своих детей в музыкальную школу, многие родители, тем не менее, задаются вопросом: стоит ли учить своего ребенка музыке, если у него нет ярко выраженного музыкального дарования? Не станут ли перегрузки и нехватка времени, связанные с посещением занятий в музыкальной школе, препятствием на пути освоения программы средней школы?
Существует немало научных работ на тему непосредственного влияния занятий музыкой в раннем возрасте на развитие когнитивных функций мозга и интеллекта. Начнём с того, что способность чувствовать музыку и реагировать на неё существует благодаря слуховым черепно-мозговым нервам человека и способности мозга воспринимать и запоминать звуки. Научные исследования доказали, что на 26 неделевнутриутробного развития плода эта система уже существует. Так же доказано, что музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с некоторыми проблемами развития. Дети матерей, которые на двадцать восьмой - тридцать шестой неделях беременности слушали музыку, быстрее других начинают реагировать на звуки, узнавать мелодии. У них лучше развита память. При этом ещё до рождения ребёнок умеет отличать посторонние шумы от музыки (первые становятся привычными и ребёнок никак на них не реагирует, в то время как музыкальный фрагмент вызовет двигательную активность плода, маленькое сердечко станет биться быстрее или медленнее, в зависимости от эмоциональной окраски композиции).
Роль родителей в музыкальном воспитании детей
Сразу после рождения начинает действовать второе правило: чем больше информации получит мозг ребенка в раннем возрасте, тем большим запасом прочности он будет обладать, дольше сохранит работоспособность. Развитие музыкального слуха способствует развитию и аналитического мышления. В ходе эксперимента наблюдались 78 детей из разных городов. Их разделили на три группы. В первой детей обучали музыкальной грамоте и игре на фортепиано, во второй - работе на компьютере, в третьей, контрольной, никаких занятий не проводили. Через шесть месяцев провели тестирование на мыслительную способность. В тестах особое внимание уделялось вопросам геометрии и физики. Дети, обучавшиеся музыке, показали результаты на 34% выше, чем в контрольной группе. Отсюда можно сделать вывод, что музыка способствует развитию аналитического мышления. Чем раньше позволить ребенку заниматься музыкой, тем выше будет результат.
Обучение речи – процесс долгий и трудный. Израильские врачи Университета Хайфы и их датские коллеги из Университета Ольборг пришли к выводу, что ускорить процесс по развитию речи у детей помогает музыка. В ходе занятий по развитию речи использовались музыкальные инструменты и игрушки, также дети слушали различные музыкальные произведения и песни. Как показал эксперимент, дети после таких занятий стали более спонтанно общаться между собой и тем самым лучше познавали свою родную речь. Как считают сами исследователи, музыка – одна из форм невербального общения, которая стимулирует коммуникационную деятельность ребенка, призывая его взаимодействовать с другими детьми. Шиничи Сузуки - известный учёный, доктор, автор всемирно известного «Метода Сузуки», утверждает, что способность ребёнка заговорить на родном языке является врождённой, а не приобретённой. Доктор Сузуки сравнивал свой метод обучения музыке с усвоением родного языка, имея в виду, что дети легко и без усилий учатся языку, на котором говорит их окружение. Взращенные с любовью дети не испытывают трудностей, усваивая достаточно сложные речевые конструкции. Так, важной составляющей музыкального образования ребёнка является фактор вовлечённости родителей в процесс. Совместные семейные занятия музыкой с раннего возраста, будь то прослушивание классических произведений, ритмичная гимнастика под бодрую музыку, игра на музыкальном инструменте или пение – наиболее эффективны, т.к. улыбка и одобрение мамы и папы – являются главными стимулами для любой деятельности ребёнка. Достаточно с детства окружить ребенка прекрасной музыкой, так же как он "окружен" звуками родной речи, и первый камушек в музыкальном образовании будет заложен.
Когда лучше всего начинать обучение?
В музыкальную школу ребёнка можно отдавать уже с 5-6 лет – в этом возрасте мозг наиболее пластичен и восприимчив к новой информации. Учёные доказали, что деятельность, связанная с мелкой моторикой пальцев рук, обладает интенсивным влиянием на развитие интеллекта. Во время игры на инструменте тренируется координация и раскоординация движений рук, ног, вырабатывается правильная осанка (без неё ни один инструмент «не зазвучит»), воспитывается чувство ритма, пластика, выносливость, трудоспособность. Во время занятий работают оба полушария мозга, гармонично взаимодействуя друг с другом, создавая новые нейронные связи. Не бойтесь того, что ребёнок может не справиться с нагрузкой – любой преподаватель сумеет грамотно подобрать репертуар и упражнения индивидуально для каждого ученика, усложняя их по мере того, как предыдущий рубеж будет преодолён. Овладение азами музыкального искусства организует личность, тренирует память, внимание, волю.
Влияние музыкальных занятий на гармоничное развитие личности
Дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии, они быстрее усваивают навыки чтения и умеют яснее выражать свои мысли. Это научно подтвержденный факт. Регулярные занятия музыкой с детьми развивают не только моторику рук, но и моторику речи. Чтобы ребенок успешно учил иностранные языки, не надо заставлять его зубрить грамматику. Надо заниматься музыкой. Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь. Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, говорят когнитивные психологи.
Помимо игры на музыкальном инструменте за время обучения в музыкальной школе ребёнок освоит также такие обязательные дисциплины, как сольфеджио (теория музыки) и музыкальная литература. Сольфеджио поможет разобраться в строении музыки «изнутри», что поспособствует раскрытию творческого потенциала ребёнка, поможет избежать ошибок в композиторстве и импровизации, а уроки музыкальной литературы окунут в увлекательный мир истории происхождения инструментов, жанров музыки, познакомят с величайшими композиторами и их произведениями, что расширит кругозор и углубит познания в области музыкального искусства.
Как сказал однажды В. Сухомлинский: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.» Чем больше времени ребёнок будет занят различными видами деятельности (оптимально музыка+спорт), чем больше интереса и поддержки от родителей он будет получать за свои достижения – тем выше будет уровень его дисциплины, культуры, уверенности в себе; ребёнок научится правильно расходовать своё свободное время. Лучший отдых, уверенны медики, это смена деятельности. Искусство оградит ваше чадо от пагубного влияния безделья и безнадзорности, а физическая культура – подарит здоровье, добавит сил и энергии для занятий в школе.
А главное – чем больше вершин покорит ваш ребёнок в юном возрасте – тем более успешной, многогранной и уверенной в себе личностью он войдёт во взрослую жизнь. Ведь кто научится уважать себя – того будут уважать и окружающие.
Компания Аллегро-Мюзик и всеукраинская сеть магазинов Музыкант заботится о будущем каждого подрастающего гражданина нашей страны, именно поэтому у нас действует гибкая система скидок для дошкольных учреждений, музыкальных и общеобразовательных школ.
Более подробно о наших предложениях
Вы можете узнать у наших сотрудников по телефонам:
(044) 599-15-29; (044) 592-78-50;
в сети магазинов Музыкант,
а также на сайтах:
www.musikant.ua www.allegro.com.ua www.shop.musician.ua