ARTURIA MiniBrute: аналоговый монофонический синтезатор

До настоящего момента Arturia не выпускала аналоговых продуктов и особо подчёркивает, что«моделирование аналоговых цепей при помощи DSP в корне отличается от создания по-настоящему хорошо звучащей аналоговой цепи сигнала». В разработке MiniBrute принял участие Yves Usson из YuSynth, которого все по праву считают гуру в сфере аналоговых синтезаторов. Поэтому второй глобальный вопрос, который будет рассмотрен в обзоре, будет касаться самой компании: первая ли это робкая попытка проникнуть на совершенно новый рынок, либо же удачный пример создания отличного аналогового синтезатора «с нуля»?

Первый образец синтезатора поступил в редакцию SoS ещё до момента начала циркулирования первых слухов о синтезаторе на NAMM Show 2012. За исключением нескольких незначительных калибровочных настроек MiniBrute был полностью готов к тестированию. Первая вещь, которую замечаешь — это его компактный размер. Плотно подогнанные детали корпуса, алюминиевое шасси, аскетичное серо-чёрное покрытие — всё говорит о продукте для профессионалов. Грамотное назначение функций на вращающиеся регуляторы и слайдеры, там, где это необходимо, позволили Arturia создать мощный и компактный центр управления аналоговым синтезатором. За генерацию звука отвечает один осциллятор (генератор), управляемый напряжением (VCO), питающий мультирежимный фильтр (VCF) и блок усиления (VCA) с двумя аналоговыми контурными генераторами и двумя модуляторами. Конечно, полностью от цифрового наследия избавиться не удалось - в MiniBrute работает арпеджиатор на базе программной прошивки. Также синтезатор, наряду с управляющим напряжением (интерфейс CV/Gate - предшественник MIDI в аналоговых синтезаторах), способен пересылать и MIDI-сигналы.

ИСТОЧНИКИ ЗВУКА

Упомянутые выше конкуренты MiniBrute выбраны не случайно — все они имеют по одному осциллятору. Однако MiniBrute смело может похвастаться одним из самых продвинутых аналоговых осцилляторов в не-модульных синтезаторах. Во-первых, 6 видов формы волны доступны одновременно и вы можете управлять их балансом в осцилляторном микшере а также домешивать к ним... ах, не будем сразу раскрывать все секреты, об этом несколько позже. Во-вторых, каждая из трёх циклических волновых форм имеет собственный модификатор формы (waveshaper). Для пилообразной волны это Ultrasaw, добавляющий к2 сдвинутые по фазе копии к основному сигналу. Первая копия модулируется строго на 1 Гц, в то время как для второй доступны регулировки глубины модуляции и частоты (от 0.05 до 50 Гц) — этим достигается различный эффект, от лёгкого хоруса до мощных пульсаций. Для прямоугольной волны доступна PW-модуляция как со стороны фильтра, так и со стороны главного низкочастотного генератора (LFO), а также одновременно с двух источников. Для треугольной волны доступен Metallizer, на низких значениях добавляющий сигналу определённое количество верхних гармоник, окрашивая тембр. При увеличении значения регулятора тембр становится более резким и ярким, напоминающим первые цифровые синтезаторы с малобитными ЦАП. Комбинируя модуляцию этим способом со стороны фильтра и LFO можно добиться эффекта, сходного с синхронизацией осцилляторов (osc sync), только на одном осцилляторе! 

Кроме того, доступен суб-осциллятор с синусодальной и прямоугольной формой волны. Зачем он нужен? В основном для уплотнения звучания, особенно актуален для создания агрессивных басовых звуков, способных причинить вашим фанатам «тяжкие телесные повреждения».

Последний источник сигнала - это аналоговый вход, который позволяет пропускать через внутренности синтезатора любой внешний звук. При этом переключатель Gate Source определяет, проходит ли сигнал беспрепятственно (Hold), либо клавиатура синтезатора отвечает за включение контуров, создавая динамические эффекты (KBD), либо контуры включаются автоматически по достижении порога сигнала (AUDIO IN, пороговое значение настраивается в ПО, поставляемом с синтезатором).

ФИЛЬТР

Мультирежимный фильтр имеет характеристику со спадом 12 дБ/октаву для обрезного фильтра ВЧ (low-pass) и 6 дБ/октаву для обрезного фильтра НЧ (hi-pass). Также имеются полосовой (band-pass) и режекторный (notch) фильтры. Частота среза декларируется в широком диапазоне - от 20 Гц до 18 кГц, имеется настройка резонанса и самовозбуждения при высоких значениях Q. В реальном тесте было выявлено нижнее значение около 260 Гц, а верхнее - порядка 10 кГц, после него фильтр вырождается в шум. Способов контроля частоты среза существует тут множество - это и огибающая ADSR с положительной и отрицательной полярностью, и LFO, и трекинг клавиатуры от 0 до 200 %, колесо модуляции или же послекасание клавиатуры. Имеется даже переключатель быстродействия контура – от  1мс-1с до 10мс-10с, который позволяет создавать звуки с более «мягкими» развёртками фильтра.  Отличный набор возможностей, однако 12 дБ на октаву для синтезатора подобного типа – достаточно странный выбор, в то время как мир сходит с ума по 24-дБ/октавным фильтрам от производителя на букву М. Если Arturia хочет предложить альтернативу, возможные варианты включают эмуляцию фильтров ARP 4012 и 4075 либо фильтры на базе SSM или CEM, используемые в уважаемых моделях синтезаторов. Однако, несмотря на все наши выкладки, в MiniBrute красуется детище Нила Штайнера (Nyle Steiner) и Synthacon. По нашему мнению, выбор фильтра от Synthacon обусловлен не замечательностью этого синтезатора, а скорее его редкостью. Причина малых продаж продукта Steiner-Parker кроется в том, что синтезатор был способен воспроизводить совершенно отстранённые от мира звуки и шумы, в то время как его способность создавать стандартные синтезаторные звуки и эмуляции акустических инструментов была под большим вопросом.

Представителям Arturia был задан вопрос о причинах такого выбора фильтра. Ответ был следующим: «Мы спросили себя – каким образом можно достичь максимальных возможностей по управлению звуком при минимуме необходимых функций? Очевидно было, что фильтр должен быть один, мультирежимного типа. Можно было создать его с нуля, однако целесообразнее было адаптировать существующий дизайн. Мы проанализировали фильтры, используемые в других синтезаторах и условно разделили из на 2 группы. Первая включала хорошо управляемые 24-дБ/октавные фильтры, используемые многими американскими и японскими производителями синтезаторов. Вторая включала менее стабильные фильтры, разработанные русскими, англичанами а также малоизвестными производителями. Мы обнаружили, что многие 12дБ/октавные фильтры из второй группы имеют более агрессивный характер и менее линейные характеристики по сравнению с первой. Конечно, многие исполнители предпочитают муговские фильтры, однако это слишком лёгкая задача для разработчиков, рискующая привести к банальности. Также мы исключили русские и английские разработки как слишком характерные для оригинальных синтезаторов. Другие фильтры также были отброшены по тем или иным критериям. В итоге остался фильтр Штайнера-Паркера в качестве хорошего компромисса между универсальностью и агрессивностью характера. Этот выбор также означал, что MiniBrute будет выделяться своим звуком среди современных синтезаторов. А оригинальная модификация в виде Brute Factor ещё больше расширила звуковые возможности фильтра Synthacon, звук можно варьировать от самого мягкого тона до настоящего звукового шторма!».

 

ХРАНЕНИЕ ПАТЧЕЙ
Давным-давно клавишники хранили патчи для своих синтезаторов в виде инструкций, нацарапанных на подставках под пиво и салфетках, либо, если желали произвести впечатление, в виде печатных ламинированных листов, которые накладывались на панель управления синтезатора и показывали, какие настройки необходимо сделать для достижения того или иного звука. В качестве волшебного возвращения в 1970-е, Arturia будет поставлять с MiniBrute 10 таких «пресетов» и 10 бланков, на которых пользователи смогут самостоятельно нанести свои звуки. Нам в целом нравится идея, новое поколение исполнителей должно знать, как работает их инструмент вместо бездумного кручения ручек – «авось что-то и выйдет».

ЧТО ЕСТЬ BRUTE FACTOR?

Конечная стадия обработки сигнала в синтезаторе, стандартно — это управляемый напряжением усилитель, контролируемый отдельным контурным генератором. Давным-давно поклонники Minimoog узнали об интересной возможности перенаправления сиглала с VCA (то есть аудиовыхода) на вход синтезатора. Посредством этого, в зависимости от степени усиления, достигаются различные эффекты – от умеренного уплотнения звучания до неконтролируемого хаоса. В MiniBrute этот режим возможен без дополнительных кабелей. Как видите, сочетание этой Moog-оподобной функции и фильтра Штайнера-Паркера является уникальным отличием MiniBrute.

МОДУЛЯЦИЯ И ЭФФЕКТЫ

Модуляционные возможности MiniBrute исключительны для синтезатора в этом классе. В дополнение к уже упомянутому Ultrasaw LFO и основному программируемому LFO в MiniBrute имеется третий выделенный LFO для реализации эффекта вибрато. Он генерирует три волновых формы: синусоиду с центром в 0 и прямоугольную волну с генерированием трели до 4 полутонов выше либо ниже основного. Вы можете контролировать амплитуду итогового эффекта, используя колесо модуляции либо послекасание клавиатуры, либо оба источника сразу для достижения максимальной экспрессии. 

Возвращаясь к основному программируемому LFO, стоит отметить 6 волновых форм (включая sample & hold), управление частотной (PWM) модуляцией и эффектом Metalizer можно перенаправить на контроль высоты тона осциллятора (для вибрато), частоты среза фильтра (для рокота) либо на аудиоусилитель (для тремоло). Внутренний задающий генератор работает на частоте от 0,1 Гц до 100 Гц, что позволяет реализовать частотную модуляцию (FM), амплитудную модуляцию и кольцевую (Ring Modulation). Более того, модуляция может быть синхронизирована с частотой арпеджиатора, что может оказаться очень полезным в музыкальном контексте. 

Теперь об арпеджиаторе. На тестируемом прототипе он был реализован не в полном объёме, однако достаточно, чтобы понять, чего ожидать от финальной версии. Режимы Up, Down, Up/Down и Random, диапазон от 1-й до 4-х октав, отслеживание клавиш (key sequencing) для реализации эффектов, подобных трекам «On The Run» and «Karn Evil 9», MIDI-синхронизация (с возможностью синхронизируемой MIDI-модуляции), 6 шаговых отношений, 6 настроек «swing» и tap tempo — внушительный набор для небольшого синтезатора.

Мы упомянули, что при помощи aftertouch можно управлять глубиной модуляции, однако контроллер можно назначить и на управление частотой среза фильтра (но не одновременно с вибрато). Аналогично, колесо модуляции может определять величину LFO (контролируя таким образом и PWM, и Metalizer) либо частоты среза фильтра. Эти возможности выводят MiniBrute в лидеры по сравнению с любыми винтажными синтезаторами. Например, в звуке, имитирующем духовой инструмент, можно запрограммировать «всплеск» при помощи LFO, управляемого колесом модуляции и вибрато при помощи вибрато-LFO, управляемого послекасанием клавиатуры.  Добавьте к этому питч-бенд с диапазоном ±12 полутонов, и вы получите перформанс-патч, который украсит любое выступление или запись.

 

ЗАДНЯЯ ПАНЕЛЬ ARTURIA MINIBRUTE

Задняя панель MiniBrute предлагает целый набор различных интерфейсов: цифровой MIDI-вход и выход на пятиконтактном разъёме DIN, USB-порт для работы с программным обеспечением MiniBrute. Рядом расположен переключатель gate source и три аудиоразъёма: вход, выход и выход на наушники. Слева на панели три управляющих входа (Gate In, управляющие напряжения (CV) для высоты тона, частоты среза фильтра и усиления VCA) и два управляющих выхода (pitch CV и gate out), все на 3,5 мм разъёмах.

Секундочку... MIDI-выход? Замечательно, MiniBrute может также работать как полифонический MIDI-контроллер, посылающий сообщения note on/off, aftertouch, pitch-bend, mod wheel и... velocity! В то время как ни один из параметров синтезатора не реагирует на динамику клавиатуры, она генерируется и исправно посылается через MIDI.


В РАБОТЕ

Питание на MiniBrute подаётся с внешнего адаптера на 12 В, выполненного в стиле «змея, проглотившая барсука». Не лучший выбор с точки зрения эстетики, но критике поддавать решение не стоит – для внутреннего БП понадобился бы корпус значительно больших габаритов. Также неплохо было бы установить возле разъёма дополнительное крепление для провода питания для защиты от натяжения и рывков. 

Arturia рекомендует после включения оставить MiniBrute «разогреваться» в течение 5 минут. Рекомендация абсолютно верная, поскольку первые несколько минут играть практически невозможно, для прихода в норму всех параметров требуется ещё немного времени. После этого к настройке и темперированию претензий нет.

Итак, как же звучит синтезатор? Первым делом мы попытались извлечь звуки, соответстствующие нашим предпочтениям. Фильтр казался слабым для музыканта привыкшего  к 36дБ/октавному монстру,  не упрощала процесс и незнакомая работа контуров. Однако, по прошествии некоторого времени, из MiniBrute удалось извлечь несколько по-настоящему интересных звуков. Первый — глубокий, почти рычащий звук басовой педали. Использовалась пилообразная волна с максимальным Ultrasaw на низкой частоте для получения унисонного двухосцилляторного тембра с расстройкой. Был применён LP-фильтр с настройкой контура в Slow. Без применения любых других модуляций и с переключателем октавы в положении «-2» в результате получаем мощный, разрывающий динамики, плотный бас. После создания этого звука MiniBrute был окончательно покорён и создание нескольких отлично звучащих тембров стало вопросом времени. Были получены имитации оркестровых инструментов: труб, тубы, флейт, затем созданы несколько солирующих синтезаторных звуков, которые благодаря Ultrasaw и суб-осциллятору звучали совсем не похоже на одноосцилляторный синтезатор! Затем, достаточно быстро были получены несколько резких, хорошо читаемых басовых звуков. После этого, при помощи прямоугольной волны была получена отличная имитация Selmer Claviolines, причём огибающая фильтра использовалась для ещё большего сужения частотной полосы по сравнению с тем, какого можно достичь при помощи одного регулятора PW. Затем настал черёд треугольной формы волны с Metalizer. Какие же вещи можно творить с ней! Патч, использующий AD-огибающую фильтра, медленную LFO-модуляцию с фильтром и высоким Q также следующим за контуром и Brute Factor, выкрученный наполовину. При включении арпеджиатора этот тембр способен поднять мертвецов из могил! Если говорить проще, здесь можно широко варьировать звук – от медленно меняющейся развёртки до тонких, почти «стеклянных» тембров. Даже появилось желание некоторые из них специально сэмплировать, чтобы затем проигрывать полифонически. 

Обратите внимание, что до этого момента даже не использовался микшер волновых форм! Конечно, не всё выглядело радужно, но напомним, что в руках у нас был прототип и выявленные погрешности – например слишком большая глубина модуляции, нелинейный трекинг фильтра – должны быть исправлены в серийном образце. Также был выявлен эффект сходный с противофазой при микшировании пилообразной и прямоугольной волны, но, по-видимому, он обусловлен изначально самой конструкцией синтезатора. Из других ограничений — недостаток задержки или другого динамического управления главным LFO. Однако по сравнению со всеми предоставляемыми возможностями они весьма и весьма незначительны. Играя на MiniBrute, словно возвраешься в «золотой век» синтезаторов, царивший перед тем, как панк-рок превратил клавишников в слабаков. И 25 клавиш (слава Богу, полноразмерных!) уже начинает не хватать. Надеемся в скором времени увидеть 37-клавишную версию (MidiBrute?) и 49-клавишную (MaxiBrute?) с колёсами питч-бенда и модуляции, расположенными слева от клавиатуры. Не забудем и о том, что MiniBrute можно использовать как часть модульной системы либо в качестве MIDI-совместимого звукового модуля. При игре с 49-клавишного контроллера производства той же Arturia синтезатор прекрасно отзывался на команды note on/off, смену октавы, pitch-bend и послекасание. Расширенная клавиатура действительно превратила MiniBrute в потрясающий соло-иструмент!

 

ПО для MINIBRUTE

Программное обеспечение для MiniBrute содержит всего 2 диалоговых окна. Первое отвечает за конфигурацию синтезатора: там находятся настройки для MIDI-канала, три кривых velocity и три для aftertouch, LFO key-retriggering on/off, три опции для уровня порогового значения на аудиовходе, три опции для режима key trigger mode, включение/выключение legato и настройка режима hold арпеджиатора. В дополнение к этому, руководство указывает, что там должен располагаться переключатель velocity on/off. Второе диалоговое окно отвечает за обновление прошивки синтезатора.


ВЫВОДЫ

MiniBrute не может похвастаться ни пресетами, ни меню, ни другими особенностями системы управления на базе микропроцессора. Проще говоря, это синтезатор в стиле old school. К счастью, он предоставляет в распоряжение целый ворох возможностей, звучит по-настоящему аналогово и плотно, позволяя широко варьировать характер тембра. Можно лишь поаплодировать Arturia — слишком большим для неё был соблазн сделать ещё один недорогой басовый синтезатор (либо говоря нормальным языком, упрощённый донельзя синтезатор с возможностью воспроизводить лишь ноты  в нижнем регистре). В результате имеем MiniBrute с бесподобным аналоговым звучанием, интуитивным управлением и доступной ценой. Даже если выбирать среди конкурентов типа SH101, Axxe и MS10, опираясь в основном диапазон клавиатуры, мы бы остановились на MiniBrute. Он обладает гораздо более широкой звуковой палитрой, возможностями управления и отлично оснащён с точки зрения интерфейсов. Подытоживая, скажем: да, за этим стоит идти в магазин и да, это абсолютно «взрослый» синтезатор. Который по всем критериям, должен стать очень успешным продуктом.

 

В каталог

 

 
Алегро Мюзік © 2024