Электронные клавишные инструменты
Электронные клавишные инструменты. Руководство по выбору клавишных
Первые клавишные были изобретены более пяти веков назад. Это были далеко не те привлекательные рояли и фортепиано, что мы видим сейчас и они не были столь популярны. Очень долгое время клавишные инструменты были духовыми, струнными и даже ударными, но только не электронными. Лишь с появлением в середине двадцатого столетия электроорганов и первых попыток создания синтезатора, клавишные начали становиться все более популярными.
Сегодня клавишные – наиболее популярные инструменты. Родители с детских лет отдают детей в музыкальные школы по классу фортепиано. На клавишах играют, учатся или мечтают научиться играть большинство музыкантов, владеющих другими инструментами! Клавиатуру фортепиано наизусть знают большинство профессиональных вокалистов!
В наше время выбор электронных клавишных инструментов настолько огромен, что заходя в музыкальный магазин, у простого обывателя разбегаются глаза от обилия синтезаторов, midi-клавиатур и цифровых пианино! И вот в этой статье мы попытаемся объяснить Вам, чем отличаются различные клавишные, кроме внешнего вида и цены, и их основные параметры, на которые стоит обращать внимание при выборе инструмента.
Типы клавишных инструментов
Синтезаторы
Наиболее распространенный тип электронных клавишных. Очень обширная категория, которая начинается с недорогих детских самоиграек, вроде Farfisa SK-500, а заканчивается профессиональными рабочими станциями, как Yamaha TYROS 4. Изначально эти инструменты синтезировали звук сами с помощью множества регуляторов и обширных манипуляций над звуковой волной. Сегодня большинство электронных клавишных работают на сэмплерном синтезе, то есть при нажатии на определенную клавишу они воспроизводят заранее записанные сэмплы, что очень упрощает жизнь клавишникам, но ограничивает возможность манипулирования звуком. В наше время существуют и пользуются большой популярностью также синтезаторы, которые с помощью специальных схем и алгоритмов моделируют звучание аналоговых аппаратов, и делают это весьма точно. И также существуют и пользуются успехом у композиторовсовременные аналоговые синтезаторы .
Разнятся между собой синтезаторы очень сильно, и мы постараемся объяснить Вам эту разницу.
Детские синтезаторы и синтезаторы начального уровня
Это маленькие и самые недорогие аппараты среди всех клавишных инструментов. Зачастую обладают уменьшенной клавиатурой и минимальным набором функций, потому что ориентированы на обучение и прививание маленьким детям любви к музыке. Имеют различные обучающие программы, подсвечивающиеся клавиши, дисплеи с подсказками и многое другое.
Такие синтезаторы не могут похвастать шикарной полифонией или качеством звучания. И это логично, аппараты с профессиональным качеством звука находятся в другой категории клавишных.
Самый большой недостаток детских синтезаторов - их уменьшенная клавиатура. В музыкальных школах даже самых маленьких детей начинают обучать за "взрослыми" инструментами с полноразмерными тяжелыми клавишами. И при переходе с детской легкой клавиатуры ребенок будет испытывать некоторую трудность при игре. Также здесь играет роль усилие, с которым музыкант нажимает на клавиши полноценного пианино и детского синтезатора. На синтезаторы начального уровня этот недостаток распространяется только частично, так как они всегда изготавиливаются сразу с полноразмерной клавиатурой, но с невзвешенными клавишами.
Обычно детские синтезаторы, как и синтезаторы начального уровня, покупаются на непродолжительный срок. Часто такие инструменты дарят детям на День Рождения или Новый Год. И это хороший подарок, который помогает детям сделать первые шаги в музыке, но для постоянных занятий очень рекомендуем приобрести аппарат более серьезного уровня, и лучше сразу с тяжелой клавиатурой, если ребенок будет заниматься академической игрой. Подобные недорогие инструменты также полезны для детей, которые учатся в школе по классу другого инструмента (например, баяна) и хотят попробовать свои способности в роли пианиста, но при этом родители не вполне уверены, что увлечение это надолго и всерьез.
Такие синтезаторы помогут с изучением сольфеджио и тренировкой слуха. Плюс, если учесть, что большинству детей музыкальную грамоту преподают на примере фортепианной клавиатуры, то такой инструмент будет очень хорошим учебным пособием. Во многих детских синтезаторах на борту имеется функция записи своей игры (секвенсор), благодаря чему у ребенка быстро будет развиваться слух и способность писать музыкальные диктанты. В отпуске такой аппарат пригодится, чтобы дети отдыхая не теряли форму и могли заниматься где-угодно, ведь детские синтезаторы и синтезаторы начального уровня наиболее легкие и мобильные среди прочих электронных клавишных инструметов.
Взрослому музыканту такой инструмент может помочь в поездках, для сочинения музыки, или когда нужно быстро прописать фоновые звуки в «полевых условиях», подключив такой синтезатор к портативной студии или ноутбуку и когда качество записи большой роли не играет.
Как примеры синтезаторов начального уровня, можно представить Farfisa TK-79, Farfisa SK-330, Orla KX1 TM, Yamaha PSR-R200, Yamaha PSR-E243.
Полупрофессиональные синтезаторы
Такие синтезаторы часто имеют на борту обучающие программы, но в основном они используются для озвучки разных мероприятий (свадеб, дней рождения и т.д.). На большинстве полупрофессиональных машин есть достаточно информативный ЖК-дисплей, благодаря чем работа с тембрами и звучанием инструмента очень упрощается. Полифония на подобных синтезаторах находится в пределах 16-64 звуков, а количестве тембров от 100 до 500.
Зачастую даные инструменты ориентированы либо на начинающих клавишников, либо тех, у кого «клавиши» - не основной инструмент, а также на небогатых исполнителей, которые финансово не могут позволить себе приобрести более серьезный и функциональный аппарат профессионального уровня.
Большая часть полупрофессиональных синтезаторов обладают секвенсором, автоаккомпанементом, оборудуются разъемами для педали сустейна, микрофонными входами и USB-портами, которые позволяют обмениваться данными с ПК.
Стоит отметить, что такие инструменты уже вполне могут быть использованы в записи демонстрационных произведений, для поездок, сочинения мелодий и так далее.
Многие функции этих аппаратов заимствованы у синтезаторов более высокого класса, как, например, активная (динамическая ) клавиатура, чувствительная к нажатию, система связи с компьютером, цифровой выход.
Большая часть полупрофессиональных моделей имеет полувзвешенную клавиатуру (клавиши при нажатии более легкие, чем у серьезных дорогих моделей), несмотря на встроенные опции чувствительности к касанию, поэтому при переходе на клавиатуру «механических» пианино или роялей поначалу немного теряется выразительность и скорость.
Примером полупрофессиональной машины можно назвать Farfisa TK-89, Orla KX 10, Yamaha PSR-E433.
Профессиональные синтезаторы
На фото профессиональный синтезатор Yamaha DGX-650
Эти инструменты обладают огромным количеством функций, увеличенной полифонией (64-128 тонов), профессиональным автоаккомпанементом, при этом наличие обучающих программ вовсе не обязательно и является большой редкостью.
С помощью таких синтезаторов часто пишут «минусы» и аранжировки, перебрасывают их с помощью цифрового выхода в студию или компьютер и при этом звучание получается максимально приближено к аналоговым инструментам. Профессиональные машины предназначены для аранжировщиков, композиторов и всех тех, для кого музыка - это работа. Клавишных инструментов профессионального производится очень много и люди, покупающие такие модели, обычно, уже знают, что именно и какие функции инструмента им необходимы, поэтому выбор - дело очень индивидуальное и ответственное, для этого нужно тщательно изучать различную информацию по даным приборам и читать информационные форумы, конференции зарубежных сайтов.
Клавиатуры таких аппаратов делаются «тяжёлыми» (взвешенными), что соответственно сказывается на ощущениях при игре, делая исполнение музыки максимально близкой к фортепианной.
Профессиональные синтезаторы делят на аранжировщики и рабочие станции.
Аранжировщики
Это более продвинутый вариант полупрофессионального синтезатора. Обладает расширенным количеством тембров, стилей автоаккомпанемента, большой «взвешенной» клавиатурой – от 61 до 88 клавиш, широкими возможностями по управлению аккомпанементом и аранжировкой. Даные синтезаторы имеют более гибкие и качественные алгоритмы аккомпанемента, максимально реалистичное звучание. При наличии продвинутого клавишника-виртуоза, один такой инструмент вполне может заменить всю группу на сцене, и непрофессиональное ухо вряд ли заметит отсутствие барабанщика или басиста. Аранжировщики бывают любительскими, а бывают профессиональными. Последние очень успешно реализуют свой потенциал в создании музыкальных заставок на телевидении и самостоятельных композиций. Качественный аранжировщик топового уровня запросто найдет себе место в доме профессионального композитора-песенника.
Очень солидный пример профессионального аранжировщика – Yamaha PSR-S710 и Yamaha PSR-S910.
Рабочие станции
Потенциально это идеальное решение для композиторов, которые отвергают стандартные клише. "Мощнейший" автономный аппарат, у которого зачастую нет автоматического аккомпанемента и подобных средств, что дают возможность по-быстрому склепать песенку. Зато вручную на рабочей станции можно делать практически все, что душе угодно. Песня, записанная профессионалом на профессиональной рабочей станции будет звучать практически неотличимо от такой же, но записанной с помощью живых инструментов (саксофонов, гитар, ударных, труб). Станции позволяют создавать композиции высочайшего качества, и позволяют без проблем добавлять дорожки с живыми инструментами (благодаря сэмплеру) и вокальные партии (микрофонный вход и базовые средства обработки звука есть у большинства моделей). Эдакая компактная домашняя студия «в одной коробке».
Яркими примерами профессиональных рабочих станций можно назвать Ямахи серий MOTIF и TYROS. Эти станции давно известны и очень востребованы во всем мире!
Цифровые фортепиано, рояли, органы
Ваш ребонок учится в музыкальной школе или же Вы желаете освоить академический стиль игры? Тогда электронное фортепиано - идеальный выбор для Вас! Электронные клавишные отличаются от «аналоговых» вариантов тем, что их можно сделать тише или громче, обладают гораздо меньшим весом и высокой транспортабельностью (мобильностью). Цифровые пианино и рояли нашего времени идеально вписываются в обстановку квартиры и станут отличным атрибутом интерьера! А если гастролирующего музыканта заботит перевозка инструмента, то даже самые габаритные и объемные цифровые рояли весят в пять раз меньше своих аналоговых собратьев.
При обучении детей цифровое пианино гораздо предпочтительнее синтезатора, во-первых, из-за схожести с оригиналом. Большая часть производителей добивается максимальнго сходства инструментов, как в звучании, так и в конструктивных особенностях.
Производители даных инструментов в первую очередь преследуют цель добиться максимально похожего звучания на настоящий инструмент, поэтому количество тембров в цифровых фортепиано минимально. Чаще всего это набор тембров стандартных инструментов.
Современные цифровые пианино часто создаются с возможностью регулирования высоты, что крайне удобно для обучения маленьких детей. Ведь известно, как в давние времена недостающим до клавиш детям приходилось подкладывать на стул разные приспособления, с помощью которых появлялась какая-то возмоность нормально играть. В наше время эта проблема решена наилучшим образом.
Не последним пунктом в выборе электронного фортепиано будет количество клавиш. Зачастую, на более дешевых инструментах устанавливают клавиатуру в 61 клавишу (или 5 октав), на более дорогих количество клавиш увеличивают до 88, что составляет полноценную классическую клавиатуру в 7,25 октавы. На начальном этапе Вам вполне подойдет и 61-клавишный инструмент, но для профессиональных занятий рекомендуется приобретать сразу аппарат с 88 клавишами на борту.
В магазине Музыкант представлен впечатляющий ассортимент цифровых роялей, пианино и органов!
MIDI-контроллеры
MIDI — интерфейс для передачи цифрового сигнала с музыкального инструмента. Можно сказать, миди - это протокол (стандарт) позволяющий связать и передавать данные между несколькими инструментами, компьютерами, контроллерами и другими приборами, которые имею midi-интерфейс. За время своего существования midi-протокол пережил много различных доработок и усовершенствований, но основной принцип, по которому он работаеттак и не изменился: любые устройства, обладающие midi-интерфейсом, объединяются в одну единую систему и обмениваются между собой данными. Вот основная задача данного протокола. Если применить к клавишным, с помощью midi можно не только отправлять команды «звучать» или «отпустить» определенную ноту, но и изменять удаленно пресеты, задавать и изменять в реальном времени значение тех или других параметров, запустить или остановить работу секвенсора или арпеджиатора, управлять громкостью, панорамой, эффектом вибрато, а также загружать и сохранять патчи или ситемные настройки и много других функций.
Миди-интерфейс сам по себе - это система, состоящая из двух и более разъемов коммутации, которые отвечают за прием, передачу или трансляцию midi-сигнала.
Разъемы MIDI
MIDI In — разъем для приема сообщений;
MIDI Out — разъем для передачи сообщений;
MIDI Thru — специальный разъем для соединения нескольких инструментов в цепь (из него миди-сигнал посылается следующему звену цепи).
Контроллеры
Расположить клавиатуры в каком-то порядке зависимом от количества или типа миди-контроллеров крайне сложно, потому как разные модели имеют свои возможности, своё назначение. Большинство клавиатур обладают минимальным набором контроллеров — колесо модуляции, колесо высоты тона (pitch bend), а также разъемом для подключения педалей (сустэйн и экспрессии). Есть клавиатуры, воторые вообще не обладают никакими контроллерами. Другие имеют огромное количество слайдеров, поворотных регуляторов, пэдов и т.д. Вот эти самые органы управления и могут быть классифицированы по группам:
слайдеры (ползунки, фейдеры, ползунковые резисторы) (sliders ) — используются для управления основными параметрами инструмента, такими как частота среза, резонанс, уровень громкости, огибающие и т.п. Часто бывает, что инструмент снабжается одним слайдером, который, в зависимости от выбранного параметра, позволяет быстро вводить нужное его значение;
вращающиеся регуляторы (ручки, крутилки, резисторы радиального типа) (knobs ) — область применения этого типа миди-контроллеров аналогична слайдерам, разница часто лишь в том, что одному человеку привычно или удобно изменять параметры вращением, а другому — движением слайдера. Особенность вращающегося регулятора в том, что он может не иметь «конечных точек» своего движения, постоянно вращаясь вокруг своей оси, в отличие от слайдера, который четко ограничен некоторым отрезком;
кнопки (buttons) — обычно используются для переключения пресетов, транспозиции, ввода числовых значений и так далее;
колеса (wheels) — эти миди-контроллеры чаще всего располагаются слева от клавиатуры. Могут быть с фиксированным центром или без него, с возвратным механизмом или без него. Обычно колесо модуляции не имеет фиксированного центра и возвратного механизма, а колесо изменения высоты тона (pitch) — имеет и то, и другое. Некоторые инструменты применяют собственные уникальные разработки даже в этой, казалось бы, незначительной области: например, Clavia оборудует свои инструменты очень интересным питч-бендером, не имеющим фиксированного центра и позволяющим плавно изменять высоту тона от минимального значения до максимального;
джойстик (joystick) — комбинированный контроллер, фактически являющийся гибридом колеса модуляции и питч-бендера. Некоторые производители предпочитают оборудовать свои инструменты джойстиком вместо двух отдельных колес, так как одновременно манипулировать двумя миди-контроллерами бывает неудобно, а джойстик дает одновременный доступ сразу к двум (а иногда и более) параметрам MIDI. Кроме того, джойстик в инструментах таблично-волнового и векторного типа синтеза выполняет роль контроллера морфинга;
духовой контроллер (breath controller) — используется для имитации реальной игры на духовом инструменте. Представляет из себя трубочку, которую исполнитель зажимает губами;
ленточный контроллер (ribbon controller) — специальная полоска вдоль всей клавиатуры или ее части, позволяющая контролировать высоту звучания тона в определенном диапазоне вождением по ней, например, пальцем руки. По действию схож с питч-бендером, однако позволяет более тонко и точно изменять высоту звучания ноты, добавлять эффект вибрато почти аналогично гитарной технике и так далее. В некоторых случаях риббон-контроллер, помимо высоты тона, может влиять на другие параметры звука инструмента. Этот миди-контроллер характерен для инструментов Yamaha и Kurzweil
пэды (pads) — дань желающим использовать миди-клавиатуру еще и в качестве драм-машины. Это крупные кнопки, адаптированные по ощущениям и функционалу для набивки барабанных партий. Однако, поскольку это контроллеры, им можно поручить также и другие функции на выбор пользователя. Например, с их помощью может быть удобно запускать секвенции в нужный момент выступления, воспроизводить шумовые эффекты из семплера, переключать пресеты и так далее.
D-beam — инфракрасный контроллер, разработка фирмы Roland, представляющая собой источник инфракрасного излучения, проводя руками над которым можно воздействовать на заданные параметры звука. Единственный контроллер, не предполагающий физического контакта. Помимо своих функциональных достоинств, этот контроллер обладает «эффектностью» — музыкант управляет звуком взамахом руки над инструментом!
X/Y Pad — контроллер в виде сенсорной панели, позволяющий производить манипуляции со звуком простым прикосновением к разным его точкам. Можно сказать, что «корнями» этот элемент управления уходит в обычный джойстик (вроде тех, что применялись на синтезаторах векторного синтеза), но, в отличие от последних, в случае с X/Y-пэдом (иногда также его именуют «тач-пэд» или сенсорная панель), музыкант имеет возможность получить мгновенный доступ к любому его значению без обращения к центральной точке. Можно также сказать, что X/Y дает более четкий и «прочувствованный» контроль над необходимыми параметрами, которые пользователь самостоятельно может назначить. X/Y-пэдом оснащались и оснащаются различные инструменты Korg, Novation и другие. Сегодня в качестве сенсорной панели на дорогих синтезаторах нередко используется экран.
педали (pedals) — помимо стандартных сустейн и экспрессии могут быть дополнены также разъемами для назначаемых контроллеров, с помощью которых, например, можно переключать пресеты во время игры, включать или выключать процессор эффектов и так далее.
Общие технические характеристики и особенности электронных клавишных инструментов
В первую очередь, стоит сказать о клавиатуре. В самых недорогих детских синтезаторах и маленьких midi-клавиатурах она может быть уменьшенного размера и с 25 клавишами, то есть двумя октавами. В то время, как топовые модели рабочих станций, как Yamaha MOTIF XF8, и подавляющее большинство цифровых пианино/роялей имеют полноценную фортепианную клавиатуру на 88 «тяжелых» (взвешенных) клавиш и молоточковую механику!
Наиболее распространенная клавиатура на синтезаторах всех типов – 61 полувзвешенная клавиша с чувствительностью к силе нажатия (динамическая ). Этого набора вполне хватает для обучения, озвучки мероприятий либо записи своего музыкального материала. Но в то же время, это еще не полноценная клавиатура и если Вы обучаетесь по классу фортепиано или хотите играть в классических стилях, то лучше сразу брать 88-клавишный синтезатор с «тяжелыми» клавишами. Здесь нужно исходить из целей, преследуемых покупкой синтезатора.
При описании конструкции клавиатуры синтезаторов чаще всего встречаются такие понятия как «динамическая»/«нединамическая» клавиатура, есть или нет поддержка послекасания (aftertouch), вес клавиш: «взвешенная»(тяжелая) / «полувзвешенная» / «невзвешенная»(легкая).
Динамическая или нединамическая – это обозначение чувствительности клавиатуры к силе удара по клавишам. Синтезаторам с нединамической клавиатурой совершенно все равно, с какой силой Вы по ним бьете, звук будет одинаковым по громкости.
Поддержка послекасания (aftertouch). Смысл эффекта "послекасания" проще всего объяснить на примере. Предположим, что Вы нажали клавишу на клавиатуре. Нажали? Нет, нет, не отпускайте ее! Теперь приложите к ней дополнительное усилие, т. е. легонько надавите на нее. Если ваша клавиатура не передает aftertouch, то ничего в результате не произойдет, так как контакт клавиши уже замкнут. Клавиатура же с "послекасанием" в это время будет посылать специальную MIDI-команду в зависимости от того, насколько сильно Вы давите на нее.
Взвешенность клавиш.
Невзвешенные клавиши чаще всего устанавливают на дешевых и детских синтезаторах, потому что это дешевле в производстве и гораздо проще учиться играть без применения дополнительных усилий при нажатии на клавишу. Также удобны для набивки секвенции в компьютерном редакторе или, когда имеет значение вес инструмента.
Полувзвешенные – оптимальный баланс ощущений от игры. Этим типом клавиатур оснащается большинство синтезаторов. При игре клавиши имеют ощутимый вес, но всё же они достаточно легкие, что позволяет без особых усилий выигрывать длинные быстрые пассажи.
Взвешенные – наиболее тяжелые клавиши. Обычно взвешенными называют рояльные клавиатуры, но иногда некоторые утяжеленные синтезаторные тоже относят к этому типу. В целом, границы весьма размытые, поэтому эти обозначения в определенной мере условны.
Полифония. Это количество нот, которые синтезатор может воспроизвести одновременно. Обычно от 16 до 128 голосная.
Мультимембральность. Это возможность инструмента воспроизводить одновременно различные тембры (например, играть одновременно тембры скрипки, гитары, пианино и саксофона). Мультимембральность не следует путать с полифонией.
MIDI-совместимость. MIDI (MusicalInstrumentDigitalInterface – Цифровой Интерфейс Музыкальных Инструментов) – коммуникационный протокол, разработанный в 1980-х годах для электронных инструментов и компьютеров. MIDI-сообщения не несут в себе аудиосигнала, а служат просто схемой, указывающей аналоговому или программному инструменту, какую ноту сыграть и с какой динамикой. Например, MIDI-пассаж может быть направлен на клавишный инструмент, чтобы воспроизвести этот пассаж любым из доступных тембров. MIDI-совместимость позволяет клавишному инструменту отправлять и получать MIDI-сообщения. Для этого синтезатору необходимы входы и выходы MIDI In/Out.
Совместимость с компьютером. Современные клавишные инструменты можно подсоединить к компьютеру различными способами: USB, FireWire, MIDI, S/PDIF, mLAN и другие типы интерфейсов, - внешние или встроенные в инструмент, - связующее звено между компьютерами