Басовая мудрость Стэнли Кларка

Стенли Кларк стал первым музыкантом, удостоившимся чести получить собственную именную педаль от EBS – THE STANLEY CLARKE SIGNATURE WAH/TONE FILTER. В честь пятилетнего юбилея этого события Стенли согласился дать интервью, в котором поделился своим колоссальным опытом и дал несколько советов, как улучшить свой звук, а также приоткрыл завесу тайны, покрывающую его именную педаль.

Интервью Ральфа Бюрбо.

Мистер Кларк, Вас по праву считают Титаном современности среди бас-гитаристов и контрабасистов, и одним из первых, кто стал использовать электрический бас как солирующий инструмент. Если начать перечислять все достижения за время Вашей экстраординарной и успешной карьеры – можно написать целую книгу, поэтому хотелось бы попросить Вас выделить несколько самых важных, с вашей точки зрения, событий, повлиявших на Вас в музыкальном или эмоциональном плане.

- «Во-первых, я бы упомянул своё сотрудничество с легендарным саксофонистом Джо Хендерсоном. Благодаря Джо я познакомился с Ленни Вайтом, который впоследствии прошёл красной нитью сквозь все 40 лет моей карьеры в группе “Retutn To Forever”, как соавтор и продюсер нескольких моих дисков и, конечно же, как друг».

- «Во-вторых, это знакомство с Чик Кореа и последовавшее его присоединение к группе «Return To Forever». Вообще, было здорово возглавлять целое музыкальное направление джаз-рока, джаз-фьюжна или просто фьюжна… называйте это как угодно».

- «В-третьих, важную роль сыграли мои пробы в качестве композитора музыки для фильмов, а впоследствии - и кинорежиссёра «Ребята по соседству». Эта лента стала началом не только для нового жанра в киноискусстве, но и в музыке - я был одним из первых, кто стал смешивать оркестровую музыку с хип-хопом. На моём счету более 65 фильмов и телепередач, среди которых «Перевозчик», «Ромео должен умереть» и «Что любви с этим делать». Я только что закончил работу над картиной Малколма Ли «Праздник лучшего из мужчин», которая только должна выйти».

Будучи музыкантом с успешной карьерой длительностью в 40 лет, скажите, где Вы черпаете вдохновение для создания музыки? Быть может Вас вдохновляет творчество других музыкантов или это что-то абсолютно иное?

«Я черпаю свое вдохновение из жизни: семья и семейные ценности, этика, музыка – все эти вещи меняют на меня и помогают идти дальше по жизни».

«Мне повезло, что в детстве я был окружён всем этим. Мне привили любовь к различным стилям музыки, к дисциплине и постоянной практике, пунктуальности и стремлению к лучшему. Я выбрал музыку делом своей жизни очень рано и весь тот драйв, всё то вдохновение не иссякли и по сей день».

Что Вы думаете по поводу современной музыкальной сцены и кого из новых артистов Вы могли бы отметить?

«Конечно, положение дел на музыкальной сцене поменялось кардинально,  почти всем теперь заправляет музыкальный «бизнес». Таланты, бесспорно, всё ещё есть, но с каждым днём становится всё труднее сохранять оригинальность».

«Особенно, когда всё оригинальное вытесняется мейнстримом. Едва ли сегодня появится ещё один Джимми Хендрикс или Дженис Джоплин. Просто потому, что мало кто в этой индустрии готов идти на риск, как в шестидесятых, семидесятых или восьмидесятых».

«Каждому такому уникальному явлению соответствует определённый этап. Например, в шестидесятых появились Битлз, Элвис и Дилан, у них появились свои слушатели и. таким образом, началась новая музыкальная эпоха».

Как и у всех легендарных бас-гитаристов, у вас тоже сложился свой уникальный стиль: сложный для подражания, но всегда узнаваемый. Возможно ли описать словами, каким образом Вы разработали эту уникальную технику игры, или же это талант от природы?

«Стиль вырабатывается со временем и уникален подобно личности. Он развивается благодаря постоянной практике в игре, а уникальность приходит с осознанием того, что никто больше так не делает или не сможет так сделать. Я не думаю, что возможно высчитать, когда же техника игры достигнет совершенства, нужно просто играть… много играть!»

«Я всегда говорю новичкам: постарайтесь подражать чьим-то стилю и технике, а потом – забудьте об этом. Я считаю, что собственный стиль должен быть чем проще, тем лучше».

Очевидно, что музыка рождается из сердца, от души и из-под пальцев. Но играет ли какую-либо роль в этом процессе музыкальное оборудование? И есть ли такое оборудование, которое является архиважным для создания Вашего фирменного звучания, или, если говорить точнее, являются его визитной карточкой?

«С каждым днём оборудование, которым я пользуюсь, становится всё проще. Главными для меня остаются усилители и педали торговой марки EBS».

Стандартной реакцией на объединение сил EBS и Стенли Кларка в 2009 году было: «Что? Стенли Кларк и педаль Wah?». Никто из представителей басового сообщества не смог бы провести параллель между wah-wah эффектом и фирменным звучанием Стенли Кларка. Но как я понимаю, хоть физически это и педаль wah (и может быть использована как таковая), фактически идея была создать обычный тон-фильтр? Что скажете на это?

«Первоначально я пользовался ею как тон контролем. И да, эта педаль выглядит как wah педаль. Но я решил, что управлять высотой тона во время игры будет удобнее с помощью педали, нежели рукой. Таким образом, переключение происходит прямо в процессе игры. И это отлично работает!»

Какие преимущества предоставляет педаль wah от Стенли Кларка как тоновый фильтр для басистов, вдохновлённых Вашим звучанием, но не имеющих возможности приобрести кастом инструмент от Alembic?

«Преимущества бас-гитар Alembic во встроенных регуляторах тонов/частот. Но для тех инструментов, которые лишены таких преимуществ – педаль wah станет ценным дополнением. Благодаря ей музыканты смогут извлекать из своих инструментов звуки, ранее им не доступные».

Ваше знакомство с EBS состоялось задолго до появления именной педали. Каким еще оборудованием этой компании Вы пользуетесь?

«Помимо педали wah, я использую предусилитель EMS Micro Bass II для своего акустического баса. Последние пару лет я возвращаюсь к своим акустическим истокам, поэтому и большинство моих выступлений сегодня – акустические».

В конце хотелось бы услышать какой-нибудь ценный совет для начинающих музыкантов касательно того, как всё-же им  добиться своего индивидуального звучания.

«Я бы посоветовал выбирать инструмент исходя из количества встроенных частотных настроек. Это позволит быть наиболее пластичным на пути к достижению своего уникального звучания».

Оригинал этого интервью был опубликован в журнале EBS MAGAZINE 2014, представленном на выставке NAMM в 2014 году.

 
Алегро Мюзік © 2024