О микрофонах. Как сделать правильный выбор?

Ни для кого не секрет, что микрофоны – это первичное и важнейшее звено во всем процессе звукозаписи. Профессиональная студия звукозаписи или запись на дому – не важно! В любом случае, качество звука на выходе прямо пропорционально качеству микрофона, который Вы используете.

На данный момент мы имеем огромнейшее количество самых разных моделей микрофонов. Существует мнение, что чем дороже микрофон, тем он лучше. На самом же деле, сегодня существует много бюджетных моделей, которые по качеству и производительности не уступают более дорогим брендам. 
В этой статье мы постараемся ответить на самые популярные и важные вопросы: «Какой микрофон выбрать для домашней студии?», «Как выбрать качественный микрофон?», «В чем отличие более дорогих микрофонов от более дешевых?», «Какой микрофон лучше для записи вокала?» и много других.

Назначение микрофона

Самое главное, это подобрать микрофон, который удовлетворит именно Ваши нужды. Вы ищете микрофон для вокала или для инструмента? Для использования на выступлениях или записи? А, может быть, вам нужно и то, и другое. Есть масса микрофонов, которые можно использовать на студии или на концертах. Например, SENNHEISER E 945 - это полностью профессиональный микрофон для записи и выступлений. Очень важно выбирать микрофон, исходя из среды его использования и подключаемого оборудования. Нет смысла тратить сумасшедшие деньги на профессиональный студийный микрофон Lewitt, если вам нужен микрофон для записи в домашних условиях, в комнате, где акустика, мягко скажем, не идеальна. Для такого случая лучше будет взять недорогой и менее чувствительный микрофон, например, есть студийные, но бюджетные модели от iCON. С другой стороны, даже в студийных условиях работа самых лучших микрофонов сильно зависит от подключенного предусилителя. И если у вас нет серьезных дорогих предусилителей, то хорошие микрофоны не будут использоваться на 100%.

Изучаем характеристики

Понимание и изучение характеристик и терминологии микрофонов значительно поможет Вам в дальнейшем выборе. Ниже приведены основные термины и характеристики, встречающиеся в описаниях микрофонов.

Диаграмма направленности

Диаграмма направленности описывает форму поля чувствительности микрофона или направлений получения или игнорирования звуковых волн. Всенаправленный микрофон принимает звуки, поступающие со всех сторон. Двунаправленный микрофон («восьмерка») чувствителен к звукам, поступающим со сторон "север" и "юг", но не чувствителен к звукам, поступающим со сторон "восток" и "запад». Однонаправленный микрофон, в основном, принимает звуки только с одной стороны.
Однонаправленные микрофоны являются самыми распространенными и представлены тремя конфигурациями: кардиоидные, суперкардиоидные и гиперкардиоидные. Все три конфигурации игнорируют звуки, идущие сзади по оси и вне ее, или боковые звуки. Форма кардиоидной диаграммы напоминает сердце, что следует из ее названия. Это делает микрофон чувствительным к звукам, идущим с передней и боковой стороны микрофона и нечувствительным к звукам, которые поступают с противоположной стороны. Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой менее чувствительны к звуку, идущему сбоку, но более чувствительны к поступающим сзади. Гиперкардиоидные микрофоны принимают больше звуков, поступающих сзади (направление 180 градусов) и менее чувствительны к звукам, что поступают по направлениям 90 и 270 градусов.

Данные конфигурации будут полезны при использовании микрофона в шумных средах, как например, концерты, малые выстепления группы и т.п. Кардиоидные, суперкардиоидные и гиперкардиоидные микрофоны не чувствительны ни к чему кроме голоса исполнителя, поэтому звук не становится "грязным" и неразборчивым. Также данные диаграммы направленности чаще всего встречаются на конденсаторных микрофонах, которые зачастую используют на студиях. Причина этому кроется в том, что студийная запись должна быть кристально чистой и здесь свою роль и играет как раз направленность и чувствительность микрофона к разным источникам звука!

Переключаемые микрофоны

Некоторые конденсаторные микрофоны обладают функцией переключения диаграмм. Они могут менять свою диаграмму направленности между однонаправленной, кардиоидной, «восьмеркой» и т.д. Это делается при помощи переключателя или сменных капсюлей. Данная функция делает микрофон более гибким в плане его использования и расширяет круг применений.
 

Частотная характеристика

Так называется диапазон частот, на который микрофон будет реагировать, например от 80Гц до 15кГц. Для барабанных микрофонов (малые барабаны и том-томы) частотный отклик должен начинаться в районе 50Гц, для бас-барабана - 30-40Гц.
 

Чувствительность и характеристики SPL

Чувствительность, как параметр спецификации, показывает, насколько тихий звук может быть воспринят микрофоном. Неспециалистам важно знать, что чем ниже значение, тем чувствительнее микрофон.
SPL означает уровень звукового давления и измеряется в дБ. Этот параметр означает максимально возможную величину звукового давления, воспринимаемого микрофоном, т.е. противоположен чувствительности. Важный параметр в случаях, если микрофон будет использоваться с громкими инструментами, например ударными. Средняя величина SPL - 100 дБ, 130дБ - это уже высокий SPL.

Кривая чувствительности
 

Частотная характеристика показывает только диапазон охватываемых микрофоном частот. Термин "кривая чувствительности" отражает форму частотной характеристики. Характеристика описывает форму кривой, так как в начале и в конце графика значение по вертикальной оси равно нулю. Внутри характеристики на определенных частотах могут встречаться пики и спады, такие микрофоны более специализированы под конкретные задачи. Например, микрофон для вокала может иметь пик на средних частотах со сдвигом вверх, который делает голос более мягким и четким.

Эффект приближения

Эффект приближения не указывается в спецификациях, но является важной характеристикой, которая изредка упоминается в описаниях. Обычно конденсаторные микрофоны обладают большей величиной  эффекта приближения, чем динамические. Эффект приближения заключается в том, что низкие частоты по мере приближения источника звука к микрофону становятся более отчетливыми. Желанный эффект для исполнителей, которые "работают на микрофон". Звукотехники выбирают микрофоны с сильным эффектом приближения для выделения басов при записи инструментов.

О чем нельзя узнать из спецификации

Изучайте не только спецификацию, но и такие характеристики микрофона как: устройство, типы используемых металлов, точность сборки - все может влиять на качество восприятия. Часто цена является главной характеристикой микрофона. 
Но на самом деле тестирование - лучший способ узнать разницу между очень хорошими микрофонами и не очень.

Типы микрофонов и сферы их применения

Большая часть микрофонов делятся на две категории: динамические и конденсаторные. Ниже описаны принципы работы, их плюсы и минусы, рассмотрены различные типы и сферы применения микрофонов.

Динамические микрофоны

 

Динамические микрофоны содержат катушку индуктивности, соединенную с диафрагмой и помещенную в постоянное магнитное поле. Движение диафрагмы передается катушке, в результате чего на ней меняется напряжение.
Динамические микрофоны обладают простой конструкцией, высоким уровнем звукового давления (SPL), виброизоляцией для использования в руках и диаграммой направленности, игнорирующей внеосевые звуки. Они предназначены для записи "живого" звука на концерте, вокала и инструментов, изредка для записи. Например, Shure SM58, один из известнейших динамических микрофонов, способен и превосходно снимать инструменты, и передавать на колонки чистый голос вокалиста. В целом, динамические микрофоны относительно доступны по цене, многие производители, например GYC, представляют бюджетные линейки микрофонов.

Плюсы динамических микрофонов:

Главный их плюс – это надежность, неприхотливость и цена. Эти микрофоны используются везде, где есть повышенный уровень шумов и требуется избирательная чувствительность в отношении к источнику звука. В сложных погодных и акустических условиях зачастую работают именно динамические микрофоны! Также стоит отметить, что эти микрофоны дают возможность свободно передвигаться по сцене, не боясь пройти мимо колонки и услышать страшно раздражающий писк, когда микрофон заводится от обратной связи.

Минусы динамических микрофонов:

К минусам нужно отнести в первую очередь ограниченный частотный диапазон, что не позволяет использовать микрофон в полной мере и при любых обстоятельствах. Если еще добавить низкую чувствительность к передаче нюансов исполнения, то становится понятным, почему динамические микрофоны не используются на профессиональных студиях.

Конденсаторные микрофоны

Конденсаторные микрофоны представляют собой более совершенный тип, чем динамические. Принцип их действия основан на изменении электрической ёмкости двух проводящих пластин при изменении расстояния между ними. Одна из этих пластин жестко закреплена в корпусе микрофона, а вторая (тонкая) выступает в роли мембраны. Колебания мембраны, вызванные колебаниями воздуха, приводят к изменению емкости.

Для работы такого микрофона на его пластины необходимо подать электрическое напряжение. Для этого обычно используется напряжение в 48 В (фантомное питание), подаваемое на микрофон непосредственно с предварительного усилителя или микшерного пульта. Конденсаторные микрофоны сложнее в производстве, и поэтому значительно дороже динамических, однако обеспечивают значительно более высокое качество звучания.

Диафрагма конденсаторного микрофона может быть сделана сколь угодно тонкой (в разумных пределах), что позволяет добиться значительно более высокой, чем у динамических микрофонов, чувствительности и способности к воспроизведению высоких частот. Кроме того, конденсаторные микрофоны могут иметь практически любую диаграмму направленности. Существуют модели со сменными головками, переключение которых позволяет изменять направленность в довольно широких пределах.
Конденсаторные микрофоны используются везде, где предъявляются высокие требования к качеству и точности воспроизведения звука. Низкая устойчивость к механическим нагрузкам делает их малопригодными для живых выступлений, однако в студии они оказываются незаменимыми, особенно в тех случаях, когда требуется максимальная достоверность воспроизведения гармонических составляющих звука, например, при снятии звучания тарелок и цимбал. 
Плюсы конденсаторных микрофонов:

Главный плюс этих микрофонов – это их чувствительность. Поставьте такой в середине квартиры многоэтажного дома и запишите то, что сейчас кажется тишиной. Вы услышите и разговор соседей внизу, и их работающий телевизор, и птичек за окном, и шум Вашего системного блока ПК и даже Ваше собственное дыхание! Эти микрофоны имеют самый широкий диапазон улавливаемых частот (некоторые модели воспринимают звук от 5 Гц до 200 кГц). Все это говорит о том, что конденсаторные микрофоны – это скорее элитные микрофоны, место которым в студии звукозаписи, где предъявляются повышенные требования к передаче всей звуковой картины. Также, поскольку конденсаторные микрофоны очень чувствительны, ими часто озвучивают большие пространства с хорами, оркестрами и т.д.
Минусы конденсаторных микрофонов:

Конденсаторные микрофоны всегда требуют источник питания. Это либо предусилитель (+48 В), либо фантомное питание с микшерного пульта.

Поскольку микрофоны очень чувствительны, то часто ловят то, что ловить и вовсе не нужно. Например, шум за дверью или холодильник в соседней комнате. Поэтому эти микрофоны требуют соответствующей звукоизоляции.

Также конденсаторные микрофоны очень хрупкие и зачастую ломаются при первом же незначительном падении или встряске, в то время, как динамические можно ронять на пол без каких-либо серьезных последствий. Этим обуславливается непригодность конденсаторных микрофонов к гастролям и концертам.

Часто такие микрофоны требуют так называемый ПОП-фильтр, для защиты от взрывных согласных «П/Б», «Т/Д» и «С/З» у вокалистов. Это необходимо потому, что у микрофонов очень нежная начинка. И очень просто повредить конденсаторный микрофон просто превысив максимально допустимый уровень звукового давления.

Переключатели среза низких частот и чувствительности

Эти элементы управления часто встречаются в конденсаторных микрофонах и помогают настроить микрофон под нужные условия. Переключатель среза низких частот - изменяет частотную характеристику, обычно в начале диапазона (область НЧ) путем среза или уменьшения уровней всех частот ниже уровня. Используется для уменьшения числа принимаемых низких частот и увеличения эффективности усилителя. Многие усилители плохо воспроизводят низкие частоты, тем не менее, они стараются изо всех сил. Срез басов не пропускает на вход усилителя частоты, которые находятся за пределами обрабатываемого диапазона. В процессе звукозаписи срез делает звук чище. Переключатели чувствительности изменяют чувствительность или уровень громкости микрофона таким образом, чтобы источник громкого звука не перегружал микрофон.

Конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой

Это большие студийные микрофоны, предназначенные для записи, с  диафрагмой диаметром 1,9-2,5 см. Обычно данные микрофоны очень чувствительны, требуют внешний источник питания и подвешиваются на потолок или держатель. Эти микрофоны идеальны для наиболее качественной записи вокала. Позиционируются как универсальные студийные микрофоны; лучшие модели необычайно дороги. В последнее время стали выпускаться относительно недорогие модели - тот же дизайн, а качество неотличимо глазами непрофессионала.

Конденсаторные микрофоны с боковой адресацией

Еще один тип больших конденсаторных микрофонов. Обычно обладают широкой, плоской пластиной, расположенной над горизонтально закрепленной (под углом 90 градусов к оси микрофона) диафрагмой. При установке микрофона вертикально, исполнитель поет как бы в боковую сторону микрофона, откуда и пошло названии микрофона.
Конденсаторные микрофоны с двойной диафрагмой - обычно это конденсаторные микрофоны с боковой адресацией и двумя разнонаправленными диафрагмами. Эффективно используются при записи дуэтов, больших групп или звукового окружения небольшого помещения. Микрофоны с двумя диафрагмами упрощают процесс записи двух источников звука: вместо двух микрофонов, требуется всего один.

Ламповые конденсаторные микрофоны

Старинные микрофоны, использовавшиеся в студиях звукозаписи, теле и радиостудиях несколько десятилетий назад. Из-за их свойства придавать записанному материалу особое звучание - как усилитель гитары "раскрашивает" исходный звук - данные микрофоны выпускаются и в наши дни. Этим микрофонам требуется специализированные источники питания.

Конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой

Микрофоны с диафрагмой 1,2 см и меньше, использующиеся для записи и иногда "вживую". Они отличаются улучшенным восприятием высоких частот, а также источников звука с быстрой переменой громкости или внезапной атакой. Также применяются в качестве микрофонов для тарелок барабанной установки. Как и остальные конденсаторные микрофоны, они требуют фантомного питания или батареи.

Микрофоны-пушки 

Конденсаторные микрофоны с учень узкой и длинной диаграммой направленности. Часто используются при теле, радиовещании, например спортивных мероприятий, из-за их способности принимать определенные сигналы с дальнего расстояния.

Поверхностные микрофоны (граничного слоя)

Данные микрофоны довольно универсальны в использовании: на подиумах, конференциях, в студии. Обычно располагаются на плоской поверхности: на полу, потолке, стене - это помогает в восприятии. Подходят для стереозаписи и для записи групповых выступлений.

Отдельной главой стоит выделить беспроводные микрофоны (радиосистемы).

Изобретённые в середине двадцатого века радиомикрофоны давно стали нормой для эстрадных выступлений. Сегодня эта техника шагнув со сцены, помогает людям в решении бизнес-задач, на корпоративных и семейных торжествах и других мероприятия, где важна в первую очередь мобильность.
Радиомикрофоны можно разделить на 3 вида по конструктивному исполнению (на самом деле этих видов больше, но в основном это специальные решения для узкопрофессиональных задач):
- c петличным микрофоном и внешним передатчиком;
- c головным микрофоном и внешним передатчиком;
- с ручным микрофоном-передатчиком.

Заключение

Пожалуй, самое полезное при выборе микрофона - старый добрый проверенный метод исследования. Спросите своих знакомых, друзей. Почитайте профессиональные обзоры и пользовательские отзывы о разных моделях и разных брендах. Эти источники информации помогут вам сделать правильный выбор.

 
Алегро Мюзік © 2024